Общение с «трудными» людьми

Ежедневно мы общаемся с людьми, и встречаются иногда люди, которые не идут нам навстречу, какие бы усилия мы ни прилагали. Что делать при столкновении с особенно трудным человеком, который стоит на пути и приводит нас в ярость? Можно использовать специальные подходы к общению с трудным человеком.
Каждый человек имеет свой портрет трудного партнера по общению. Например, женщина, которая долгие годы страдала от властной, тиранической матери, отнесет к этому типу каждого, кто проявит аналогичные качества.

Кого относить к «трудным» людям?

Существуют определенные классификации типов людей, признанных трудными.
Роберт М. Бремеон в классической книге «Общение с трудными людьми» различает следующие типы трудных людей:
1. «Агрессивисты», которые подразделяются на следующие категории: «паровые катки», или «шермановские танки» (грубые бесцеремонные люди, действующие напором и яростью); «снайперы» (люди, любящие говорить колкости, иронизировать, издеваться, плести интриги или махинации); «взрыватели» (люди, склонные к вспышкам агрессии не по злобе, а в силу особенностей взрывного быстро возбудимого темперамента и неустойчивого настроения).
2. «Жалобщики», разделяют реалистичных жалобщиков и параноидных, у которых всегда найдется что-нибудь, на что сетовать. Обычно они ничего не делают для решения проблемы, потому что считают себя не способными ни на что или не хотят брать на себя ответственность.
3. «Молчуны» иначе говоря «тихони», которые спокойны и немногословны. Вы не знаете, о чем они в действительности думают или чего хотят.
4. «Сверхпокладистые», которые скажут вам «да» по любому поводу и пообещают поддержку. Тем не менее, слова у таких людей расходятся с делом: они не выполняют своих обещаний и не оправдывают возложенных на них надежд.
5. «Вечные пессимисты», которые всегда предвидят неудачи. Поскольку они обычно считают, что из затеваемого ничего не получится, такие люди всегда стараются сказать «нет» или постоянно испытывают беспокойство, сказав «да».
6. «Всезнайки», которые считают себя выше других, потому что они, как они сами полагают, знают все на свете; при этом они хотят, чтобы об этом «превосходстве» знали другие. Они могут действовать как «бульдозеры», расталкивающие всех на своем пути со своими «знаниями». Они могут также вести себя, как «пузыри», переполненные осведомленностью и сознанием собственной важности. Часто оказывается, что они ошибаются, поскольку в основном только играют роль.
7. «Нерешительные» или «стопоры» - людей, которые не решаются принять то или иное решение, потому что боятся ошибиться. Они тянут и тянут, пока это решение не будет принято без них или пока необходимость принятия решения отпадет вообще.
8. «С ума сводящие» партнеры по общению. Д-р Георг Р. Бах, психиатр, называет их так потому, что они не оправдывают возложенных на них надежд. Их поведение подрывает основы доверия людей друг к другу, которое должно смягчать человеческие взаимоотношения. К этому типу относятся люди, которые подают противоречивые надежды, желания и ждут от вас их удовлетворения. Они попросят вас о чем-то. Потом создают обстановку, в которой выполнение его просьбы становится для вас невозможным, и вы не сдерживаете слово.
9. «Максималисты», которые хотят чего-то, прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости.
10. «Скрытые», которые держат все в себе, не говорят о своих обидах. А потом внезапно набрасываются на вас, когда вы считаете, что все идет прекрасно.
11. «Невинные лгуны», которые заметают следы ложью или серией обманов, так, что вы перестаете понимать, во что верить, а во что - нет.
12. «Ложные альтруисты». Которые якобы делают вам добро, но в глубине души сожалеют об этом.

Преодоление отрицательных эмоций, возникающих при общении сь«трудными» людьми
Общение с трудными людьми может вызвать у вас гнев, огорчение, растерянность, подавленность и другие чувства, выбивающие из колеи.

Схематично преодоление отрицательных эмоций будет выглядеть так:

1-й шаг – Взять под контроль свои эмоции или дать выход эмоциям другого человека.

2-й шаг - Стараться не принимать на свой счет слова и поведение другого человека (напомните себе, что трудный человек ведет себя аналогичным образом со всеми).
3-й шаг - Установить, кого он напоминает вам, с кем в прошлом были затруднения, и отделить ваше восприятие от тех чувств, которые вы испытывали к тому, кого он вам напоминает.
4-й шаг - Использовать творческую визуализацию или иной способ успокоения для овладения эмоциями.
5-й шаг - Использовать те приемы общения, которые позволяют дать выход эмоциям другого (метод внимательного молчания).
6-й шаг - Если чувствуете, что попадаете под влияние трудного человека, то скажите себе: «У меня свой собственный взгляд на мир», и так вы сможете вернуть свою собственную точку зрения, избавляясь от точки зрения другого.

Ловушка ответственности в общении с «трудным» человеком

Говоря об ответственности можно выделить два типа трудных людей:
«Хронический обвинители», которые всегда выискивают ошибки других и обличают виновных. Как будто они считают, что обвинение может решить проблему.
Тип «мученик», который хочет, чтобы во всем обвиняли его, и создает тем самым много проблем. Принимая обвинения в том, чего он не делал, или, выставляя свои ошибки в самом невыгодном свете, «мученик» действует так, как будто его самоунижение может сгладить или решить проблему. Он может надеяться на то, что его станут больше любить и уважать за его роль козла отпущения. Однако это вовсе не способствует решению проблемы.
Проблема и с «мучениками», и с «хроническими обвинителями» состоит в том, что они стараются драматизировать и, следовательно, вызывать эскалацию конфликта.
Таким образом, при контакте со сложным человеком особенно важно не попасть в ловушку ответственности. Старайтесь не дать дискуссии сосредоточиться на вопросе ответственности за ту или иную проблему. Это можно сделать, уводя обсуждение от прошлого и концентрируя внимание на будущем с целью разрешения конфликта. Вы можете сказать: да, это случилось и вы (или другой человек, или кто-то еще) несете определенную ответственность за это. Но сейчас это уже не так важно. Что действительно имеет в настоящий момент основное значение, так это то, что вам следует делать для решения возникшей проблемы.
Иными словами, вам следует нейтрализовать беспокойство трудного человека по поводу прошлой ответственности и взять инициативу в свои руки для ориентации процесса в направлении разрешения конфликта на будущее.
Выбор подхода к разрешению конфликта, который соответствовал бы характеру «трудного» человека
При выборе подхода к трудному партнеру по общению следует учитывать, какому типу людей он относится. Существует пять основных стилей: соперничество приспособление, компромисс, сотрудничество и уклонение. Столкнувшись с «трудным» человеком, вам захочется уклониться от общения с ним, но бывают случаи, когда вы этого сделать не сможете. Вы можете обнаружить, что чаще всего, столкнувшись с трудным человеком, вы выбираете один из двух подходов - уклонение или приспособление. Трудный человек старается для достижения своих целей использовать отличительные особенности своего поведения. «Жалобщик» жалуется, «взрывоопасный» взрывается и т.п., потому что предполагает, что другие люди с целью уклонения от конфликта не захотят противодействовать. Если предмет конфликта не очень важен для вас, то, может быть, лучше уклониться, уступить. Такой подход позволит сохранить мир и спокойствие. Если у вас есть время и возникшая проблема значима, вы можете использовать другие подходы - компромисс или сотрудничество. Но тогда вам необходимо будет принимать во внимание особые нужды и интересы, которые делают человека трудным в общении, чтобы в рамках компромисса или сотрудничества выработать такие варианты решения, которые в определенной мере удовлетворяли бы эти нужды и интересы.

Общаться с трудными людьми задача сложная, но разрешимая. Рассмотрим некоторые способы оптимального реагирования в ситуации взаимодействия с «трудными» людьми.

1. Тип «шермановский танк». Это грубые и бесцеремонные люди. С такими лучше уклониться или приспособиться, если проблема не особенно важна для вас. Дайте такому человеку «спустить пар», уступите в малом, чтобы его успокоить. Спокойно выскажите свою точку зрения, но не ставьте под сомнение его правоту, потому что в результате вы неизбежно столкнетесь с враждебной реакцией. Подавите ярость человека собственным спокойствием. Это поможет ему справиться с агрессивностью, и вы можете прийти к общему решению.
2. Тип «скрытый агрессор» («снайпер») приносящий неприятности с помощью закулисных игр и другой скрытой агрессией, «скрывается», потому что не обладает властью, считает свое поведение правильным (видит себя борцом за справедливость). В общении с такими людьми надо выявить конкретный факт причинения зла и затем выявить скрытые причины, о которых необходимо спокойно заявить, предъявив доказательства. Когда все будет извлечено на поверхность, необходимо найти решение проблемы.
3. Тип «разгневанный ребенок» («взрыватель»). Человек, относящийся к этому типу, не является злым по своей природе. Он взрывается, как ребенок, у которого плохое настроение. Когда человек ведет себя подобным образом (испуган, беспомощен), взрыв эмоций отражает желание взять ситуацию под контроль. В общении с таким человеком надо дать выход его эмоциям, затем успокоить его, а после этого ведите с ним разговор, как будто ничего не случилось, не было никакого взрыва с его стороны. Почувствовав, что он снова контролирует ситуацию, такой человек снова будет казаться спокойным и рассудительным.
4. Жалобщик. Они бывают реалистичные и параноидные (жалуются на воображаемые обстоятельства). В общении с «жалобщиками» начните с того, что выслушайте его. Не важно, прав он или нет. Он страстно желает быть услышанным. Выслушивая его, вы возвращаете ему ощущение собственной значимости. Вам следует, выслушав его, сказать, что поняли ска¬занное, применяя прием слушания - перефразирования (повторив иными словами). Затем, после высказывания основной жалобы, необходимо перевести разговор на другую тему. Если он вновь возвращается к этой проблеме, переключите его на то, как он собирается разрешать свою проблему.
5. Тип «молчун» («тихоня»), люди этого типа могут быть скрытными по многим причинам. Если вы не хотите уклониться от него, то ключом к разрешению трудности общения является преодоление этой замкнутости. Добиться ответа очень трудно от таких людей. Поэтому подумайте, в какой ситуации, и с какими вопросами лучше подойти к такому человеку. Будьте настойчивее, но сохраняйте чувство меры, потому что «молчун» снова может замолчать.
6. Тип «сверхпокладистый». Такие люди могут казаться приятными во всех отношениях, потому что они уступают, чтобы помочь и тем самым понравиться другим. Но они могут создавать проблемы: вы полагаетесь на человека, он соглашается с вами во всем, а потом оказывается, что его слова расходятся с делом. В общении с такими людьми покажите ему, что вы хотите правдивости с его стороны, настаивайте на том, что вы хотите знать, что в действительности думает этот человек. Скажите, что вас беспокоит не то, что он соглашается или нет, а его последовательность. Настаивайте на том, что¬бы человек говорил правду, неважно какую.

Взаимодействуя с трудным человеком, следует использовать такой подход, который соответствовал бы конкретному характеру поведения.

Эти подходы различаются для разных типов людей, но все они построены на следующих основных принципах, которые схематично выглядят так:

1) осознайте, что человек труден в общении;
2) определите, к какому типу людей он относится;
3) не попадайте под его влияние (его мироощущение);
4) поговорите с ним и выясните причины его трудностей;
5) постарайтесь найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд;
6) используйте совместный подход к разрешению его проблем.

 

Главное меню

© Кобринский ТЦСОН, 2016—2100. All Rights Reserved.